Место проведения:

МАОУ Гимназия № 86, МАОУ Школа № 61

6 марта 2024 г. – второй день конкурсного испытания «Разговор со школьниками».

На сегодняшних мероприятиях конкурсанты осветили такие значимые темы, как: Россия, наша Родина и страны-союзники, первооткрыватели, герои нашего времени. Учащиеся проявили открытость и высказали глубокие мысли о том, что человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.

Нурмухаметова Ляйсан Ямилевна. Тема разговора – Всемирный фестиваль молодежи. Учитель говорила с ребятами о Всемирном фестивале молодёжи, проходящем в Сочи. Ученики очень живо обсуждали вопросы: что такое фестиваль, с какой целью проводится? Что дает молодежи участие в фестивале? С опорой на ключевые слова лозунгов учащиеся — мир, дружба, солидарность – ученики рассуждают, как этого достичь. Используются качественные наглядные средства, что помогают задействовать все возможности для развития личности. Поскольку предполагалась групповая работа, конкурсантка напомнила учащимся о правилах взаимодействия в группе. Ребята анализировали интересные факты о фестивале, вспоминали девизы прошлых лет и, конечно, узнали, почему символом праздника в этом году стал Чебурашка. Итог, к которому пришли ученики — определение ценности жизненных установок.

Саетова Юлия Рамиловна посвятила свое занятие разговору о налоговой грамотности. Как выяснилось, пятиклассники прекрасно владеют такими понятиями, как Конституция, налог, налоговый сбор, налоговый кодекс, ИНН. Работа в группах закрепила полученные знания. На слайде показала культурно-образовательные объекты Республики Башкортостан.Учитель подводит учеников к пониманию того, что состояние объектов зависит от финансирования, т.е. налогов. Работа в командах активизировала восприятие сложного материала.

Разговор о важном на тему «О взаимоотношениях в коллективе» Хисамутдинова Эльвира Фанисовна повела разговор о взаимоотношениях в коллективе и подвела учеников к рассуждениям об индивидуальности каждого. Одно дело, когда речь идёт о команде, о достижении общих целей. Учащимся предлагаются фотографии и примеры жизненных ситуаций (кейсы) для индивидуальной и фронтальной работы. Ученики 9-го класса активно работали над разбором сложных жизненных ситуаций, вместе искали пути преодоления всех трудностей в коллективе.

Петрова Регина Ирековна. Тема разговораРоссия: взгляд в будущее. Учитель умело вводит учеников в контекст развития страны, производства и науки, акцент делается на приоритетные направления. Рассуждениями о своем будущем и о будущем нашей Родины завершилось занятие.

В начале занятия посвященного теме: «Союзники России» Хайруллина Аэлита Николаевна предложила ребятам в группах собрать модель дома. Но чтобы соорудить дом, необходимо было грамотно выстроить диалог с соседями. Так, через близкие и понятные образы участники разговора раскрыли тему «Союзники России». Ребята обсудили ряд вопросов: почему и для чего государства образуют союзы? Возможно ли представить существование какой-то страны без взаимодействия с другими государствами? Как происходит выбор союзников? Почему с какими-то странами у нас складываются прочные дружеские взаимоотношения, а с какими-то нет? Ребята сравнили, чем отличаются страны-союзники и страны-партнёры, говорили о том, что взаимодействие между странами должно выстраиваться на доверии, дружеском отношении к представителям любой страны, любого народа, на уважении к их истории, традициям, культуре, религии.

Миляускас Елена Эдуардовна провела занятие на тему «Там, где Россия» и сумела заразить ребят идеей путешествия по Республике Башкортостан и России в целом. Ведь за любым путешествием стоит огромная работа по изучению истории, традиций, обычаев тех мест, куда ты отправляешься.

Торжественное начало занятия – прослушивание гимнов Российской Федерации и Республики Башкортостан – придал разговору особый настрой.

Тема занятия Нурмиевой Альбины Миннеаглямовны: «Что такое Родина?» На доске тематические картинки. Что их объединяет? Ответы: Родина, единство. «Что для вас Родина?» – тема дискуссии учеников на занятии. К месту была словарная работа, толкование значения слова «Родина» и подбор к нему синонимического ряда.

Саитгалина Эльвина Миргазямовна. Тема занятия – «Герои нашего времени». Учащиеся выступили с сообщениями о воинах- участниках Великой Отечественной войны и СВО, совершивших подвиг, отдавших жизнь за Родину и свой народ. Кроме того, ребята вспомнили о героях мирного времени – спасателях, пожарных, медицинских работниках, сотрудниках полиции. Завершилось занятие просмотром видеоролика, посвященного памяти героев, погибших в ходе СВО, ребята стоя почтили память героев.

Бородина Ольга Витальевна разговор о главном законе страны начала с выявления значения слова федерация в названии нашей страны – Российская Федерация. Она умело подвела класс к теме, более того – к проблеме, поскольку вопрос о правах и обязанностях человека стали центральными в обсуждении. Умело использовалась презентация, наглядный раздаточный материал. Презентация к занятию акцентировала внимание учеников, а также способствовала экономии учебного времени. А время пролетело незаметно, класс работал активно, поскольку был активен учитель. Несомненно, занятие было плодотворным и полезным, причём и ученикам, и учителю.

У Кожокару Татьяны Ашотовны состоялся разговор по душам на тему «День народного единства». Ребята посмотрели видеоролик о Минине и Пожарском, обсудили проблему духовных ценностей, единения народов лицом общей беды. Учащиеся были активны, точно и четко отвечали на вопросы, учитель умело, тонко, тактично работала с аудиторией, мастерски вела школьников от одного этапа занятия к другому.

Тема конкурсного испытания Люковец Ксении Юрьевны – «День первооткрывателя». Хорошо подготовленный с привлечением технических средств исторический экскурс, который был посвящен первооткрывателям – нашим соотечественникам, стал ярким вступлением к теме. С привлечением словообразовательной истории слова ученики определили понятие первооткрыватель, а затем сопоставили значения слов изобретатель, первооткрыватель, исследователь. Рассказ учителя о первооткрывателях полезных ископаемых в Республике Башкортостан был интересным, познавательным. Тем более, что учитель призывал учеников участвовать в «Движении первых».

Турчина Василя Ринатовна провела занятие на тему «День спецназа», во вводной части определили задачи мероприятия, поговорили о форме, вооружении, делах спецназа, разобрали значение сложного слова, расшифровав его. Особый интерес у учащихся вызвал процесс надевания частей формы спецназовцев, знакомство с назначением оборудования. Просмотр видеоролика об истории спецназа позволил ответить на «секретные вопросы» и выполнить задания (на столах был раздаточный материал с заданиями, шифровками, эмблемами, что помогло познакомиться с задачами спецназа, с отдельными подразделениями «Альфа», «Вымпел», «Витязь». Учитель приводит конкретные примеры, близкие для восприятия школьников – захват заложников (учеников) и их спасение, о первом командире «Альфы», выходце из Башкирии. Ученики проявили большой интерес к теме. Занятие закончилось видеофрагментом с песней о спецназе. Члены жюри отметили очень большую и качественную подготовку учителя к занятию.

Файзуллина Гульнара Фанзировна. Тема занятия: «Всемирный фестиваль молодежи». Ученики сразу разделились на три группы, во вступительной части с экрана прозвучали приветствия участников фестиваля, в том числе и наших земляков. После содержательного рассказа учителя об истории фестивального движения ученики пытались ответить на вопросы викторины (не все были легкие эти вопросы!), что стало переходом к следующему этапу урока. Ярким моментом стало включение фестиваля в Сириусе, и, несмотря на технические неполадки, ребята смогли пообщаться с представительницей из Республики Башкортостан.

Хороший наглядный материал, разнообразные методические приемы, основательная подготовка способствовали успешному проведению «Разговора со школьниками».

Исламова Анастасия Леонидовна. Событие «Герои нашего времени» началось с чтения текстов о героях нашей страны разных периодов истории, затем перешли к беседе о том, кого можно назвать героем, что объединяет разных героев, что такое подвиг. Обращение к словарю С. И. Ожегова позволяет уточнить определение этих понятий. Учитель пытается заставить учеников задуматься над вопросом – какие качества и черты характера свойственны герою (мозговой штурм). В заключении урока ученики приходят к выводу о том, что важно воспитывать в себе современного героя, стремиться к этому. У учителя есть собственное видение темы, ученики проявили интерес, урок им понравился.

Занятие Оголевой Дарьи Андреевны по теме «Главный закон страны» началось со словарной работы. Учащиеся дали толкование слова конституция, опираясь на словарь В.Н. Додонова. Затем ученики подобрали синонимы к слову основной, используя статьи из словаря З. Е. Александровой. Прием «Лента времени» помог ребятам познакомиться с историей принятия конституции в разные годы. Педагог умело подвела школьников к дискуссии «Почему надо хорошо знать конституцию?», итогом которой стал вывод: чтобы знать свои права и обязанности, соблюдать их, нести ответственность перед своей страной.

Последний день конкурсного испытания «Разговор со школьниками» успешно завершился. И тем не мене, позволим небольшое порицание. К сожалению, отдельным конкурсантам не удалось избежать ошибок или заметных речевых недочетов в учебном диалоге.

Мы искренне надеемся, что конкурсанты учтут рекомендации и замечания, и высокая планка, которая была взята на данном этапе конкурса —еще не предел их возможностей.